В первом квартале 2024 года объем грузоперевозок в годовом выражении вырос на 3,4% в сравнении с январем-мартом 2023 года до 236,7 млн тонн. При этом грузооборот (экономический показатель, который зависит от дальности перевозки и массы груза) уменьшился на 2,9%, составив 120,3 млрд т-км.
Cкромные показатели роста рынка и снижение грузооборота связаны с показателями сегмента железнодорожных грузоперевозок. При этом перевозки грузов автомобильным транспортом увеличились на 11,2%, а грузооборот вырос 12,9%.
Рынок логистики стабилизировался
Благоприятную ситуацию на рынке грузоперевозок автомобильным транспортом подтверждает статистика международной Биржи «ATI.SU». Так, количество заявок на перевозки грузов из других стран в Казахстан увеличилось по сравнению с первым кварталом 2023 года на 10%, цены подросли на 18%.
Более скромную динамику демонстрируют экспортные перевозки: количество заявок увеличилось в годовом выражении на 9%, ставки практически не выросли (+2% год к году). Спрос на грузоперевозки внутри страны тоже подрос, однако цены снизились на 12% – это говорит об обострении конкуренции за грузы среди грузоперевозчиков.
Технологии ускоряют грузоперевозки
Электронная система выдачи разрешений для международных грузоперевозок между Казахстаном и Узбекистаном введена в эксплуатацию. С 13 апреля 2024 года грузоперевозчики могут пересекать границы этих стран, используя цифровые документы. Это стало возможным благодаря внедрению системы онлайн-обмена документацией. Теперь разрешения на международные перевозки грузов через территории Казахстана и Узбекистана водители получают в цифровом формате прямо на пограничных переходах, включая «Атамекен», Б. Конысбаева, «Казыгурт», «Капланбек» и «Тажен».
Новые технологии позволили значительно ускорить и упростить процедуры грузоперевозки между Казахстаном и Узбекистаном, ликвидировав бюрократию и потерю времени. Это важный проект, который стоит масштабировать на взаимодействие и с другими странами.
Казахстан укрепляет отношения
Совместный комитет для развития комбинированных грузоперевозок создадут Казахстан и Турция. Его основной задачей станет увеличение скорости и качества транзитных перевозок. Структура создается в рамках соответствующего соглашения между властями Казахстана и Турции. Документ предусматривает регулярные железнодорожно-паромные операции на Каспийском море, предоставление услуг на железнодорожных линиях, определяет таможенные условия перевозки грузов. Все это должно упростить грузовые перевозки между Турцией и Казахстаном.
Авиаперевозчики Казахстана и Армении получили право выполнять взаимные полеты без ограничений. Кроме этого, казахстанские автоперевозчики теперь освобождены от уплаты дорожного и экологического сборов на территории Армении. Такие соглашения подписаны в рамках официального визита президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева в Армению.
Укрепляются и взаимоотношения с Азербайджаном. Казахстан планирует увеличить объемы перевозки зерновых грузов через Каспийское море в эту страну, заявил министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров. Он посетил Бакинский зерновой терминал – совместное азербайджанско-казахстанское предприятие, основанное в 2006 году. По словам министра, Казахстан придает большое значение совместным проектам с Азербайджаном и планирует развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
Работа с международными организациями
Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и Казахстан расширяют сотрудничество в области грузоперевозок. Об этом шла речь на встрече постоянного представителя Казахстана при ВТО и международных экономических организациях Жанар Айтжан с генеральным секретарем МСАТ Умберто де Претто.
Расширение участия Казахстана в международной торговле происходит благодаря оптимизации и цифровизации процедур торговли и таможенного контроля, а также использованию транзитного потенциала страны. Роль Казахстана в межрегиональных автомобильных и мультимодальных перевозках возрастает, считает Умберто де Претто. На это влияют внедрение в Казахстане «зеленых полос» пропуска на погранпостах, другие меры, способствующие росту транзитных логистических потоков.